авторский сайт
"В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить."
© Cократ

Немчина НП

n_pp@bk.ru

Ссылки

УЧИТЕЛЬСКИЙ ПОРТАЛ

ТГПУ "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САНАТОРНО - ЛЕСНАЯ ШКОЛА Г. ТОМСКА

С НОВЫМ ТОМСКИМ ГОДОМ

 

Погода в Томске

Календарь праздников

Праздники России

Кто на сайте

Сейчас 3 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Войти на сайт



 

Нам сочиняла бабка одеяло,
И до сих пор я помню ласку ту,
Которой одеяло одаряло.
                     Е.Евтушенко

 

Издавна наши бабушки занимались рукоделием. Плетение, вышивка, шитье – считались традиционным и домашним делом каждой хозяйки.

На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани. Умелая рукодельница красиво и аккуратно могла соединить искусно вязаные квадраты, используя вышитые элементы, так и тканевые остатки.

Наши бабушки не знали такого определения как «пэчворк».

Немного истории.   

Patchwork от англ.— «одеяло, покрывало, изделие из разноцветных лоскутов» — вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. (Определение техники. «Википедия»)

Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Везде,  где человек работал с тканью, возникала необходимость использовать обрезки и выпады кроя, и лоскутное шитьё появлялось в том или ином виде. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н. э. В одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников.

На Руси Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75-80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков.

Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой.

Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины. В основном вещи, создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию - защищали от холода. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом. Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка. Эти изделия соединяли в себе функции утилитарную и декоративную. Форма лоскута (полоска, квадрат, треугольник) определялась формой выпада, образовывавшегося при раскрое прямого русского костюма.

В конце XIX  начале XX века лоскутное шитьё в народном костюме заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы.

В приёмы сборки полотна, цветовое решение изделий всегда привносились художественные предпочтения местных жителей.

Были созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья: «ляпаками» (или «ляпачиха»: необработанные разноцветные полоски, нашитые на основу, название каргопольских свадебных одеял, сотканных из небольших лоскутов); «уголками» (ткань сворачивалась углом и настрачивалась на основу); «махрами», «розанами» («кругляки» или за пределами России — «йо-йо» — квадратные либо круглые лоскуты стягивались по намётке, выполненной по окружности, полученные объёмные детали нашивались на основу в один слой или накладывались друг на друга). Наряду с ковриками из уголков были распространены коврики из шнуров-косичек, сплетённых из скрученной ткани, которые выкладывались по кругу и сшивались. Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей.

В начале XX века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов, занимавшихся поиском новых средств выражения.. После революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств. Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной.

Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. (Используется материал из «Википедия»).

Сегодня лоскутное шитье, на мой взгляд, переживает пик интереса к этому виду декоративно-прикладного искусства. Многие рукодельницы, как и наши бабушки, проводят время над созданием индивидуальных, традиционных, но исключительно креативных вещей, соединяя мастерство прошлых лет, используя современные материалы и инструменты для своего творчества. Доступ к информации настолько велик, что поделиться опытом и показать свои достижения просто необходимо.